Комментарий:
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 46. Л. 11—11 об.
Список — Альбом Тютч.-Бирилевой.
Первая публикация — Изд. СПб., 1886. С. 341. Вошло в Изд. 1900. С. 343.
Печатается по автографу.
В автографе имеется ряд примеров своеобразного использования Тютчевым знаков препинания: первое четверостишие завершается знаком тире вместо ожидаемой
точки, в конце остальных вообще нет никаких знаков препинания.
В Изд. СПб., 1886 и списке Альбома Тютч.-Бирилевой в 4-й строке — «вышины» вместо «высоты» (видимо, ошибка: «высоты» рифмуется с «кресты»). В списке в 18-й
строке — «зимней полумгле» (вместо «ранней полумгле»).
Датируется началом июля 1870 г., когда Тютчев проезжал через Вильну за границу.
Город Вильнюс с 1323 г. — столица Великого княжества Литовского. С 1795 г. — в составе России.
Под «поздним былым» (11-я строка), являющимся композиционным стержнем стихотворения, подразумевается польское восстание 1863 г. Это восстание
охарактеризовано в стих. «Ужасный сон отяготел над нами...». По свидетельству И. С. Аксакова, оно «охватило всю душу Тютчева, как Русского и как поэта, и
сосредоточило на себе его страстное внимание», хотя в то же время «польский вопрос был для него давно разрешен в принципе»: «Польша, фанатически
католическая <...> неистово враждебная православию, вне которого немыслима славянская духовная самобытность <...> служащая аванпостом латино-германскому
Западу против славянской России, поборницею его замыслов против целости и самостоятельности славянства; Польша, предъявляющая притязания на исконные
русские земли, ставящая свое национальное дело под знамя ненавистницы славян — Европы; Польша шляхетная, презирающая крестьянина, — такая Польша казалась
Тютчеву отступницею славянства, изменницею своей собственной народности и по мнению его подлежала лишь извержению из славянской семьи. Не подлежал, конечно,
этому извержению самый польский народ <...> но та «фальшивая польская национальность», которую сочинила польская шляхта, а в особенности эмиграция, и
которую приняли под свое покровительство Папство и Революция, — эта фальшивая национальность, в глазах Тютчева, была осуждена историей на неминуемую
гибель». Именно в данном смысле Польша названа «нашим Иудой» в стих. «Славянам» («Привет вам задушевный, братья...»).
|
Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.), Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. — М.: Издат. центр "Классика", 2002—...
|