Примечание:
1 Непостоянна, как волна (фр.).
Комментарий:
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 30. Л. 1—1 об.
Список с исправлениями поэта — Сушк. тетрадь.
Первая публикация — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 47—48, с эпиграфом вместо заголовка. Вошло в Изд. 1854. С. 94—95; Изд. 1868. С. 146—147; Изд. СПб., 1886. С.
189—190; Изд. 1900. С. 197—198.
Печатается по списку.
Автограф — без эпиграфа, с пометой после текста, сделанной Эрн. Ф. Тютчевой: «Апрель 1852». Список также датирован апрелем 1852 г. В списке перед
стихотворением эпиграф рукой Тютчева: «Mobile comme l’onde». Вариант 1-й строки, представленный в автографе: «О, волна моя морская», в списке исправлен
Тютчевым: «Ты, волна моя морская». В списке изменена и 4-я строка. Первоначально было: «Чудной силы ты полна», исправлено «Чудной жизни ты полна». В
автографе 13—14-я строки «Будь верна стихии бурной — / Будь угрюма иль светла — ». В списке поэт избегает повторения слова «будь» и исправляет эти строки:
«Будь же ты в стихии бурной / То угрюма, то светла». В автографе в конце 2-й, 6-й, 8-й, 10-й, 12-й, 13-й, 14-й, 20-й и 24-й строк — тире, в конце 4-й —
восклицательный знак и тире.
Во всех изданиях 1-я и 4-я строки печатаются по списку: «Ты, волна моя морская» и «Чудной жизни ты полна», 13-я — по автографу: «Будь верна стихии бурной».
Вариант 14-й строки по списку дан в Совр. и Изд. 1854, Изд. 1868, Изд. СПб., 1886: «То угрюма, то светла», в Изд. 1900 эта строка печатается по автографу:
«Будь угрюма иль светла».
Датируется апрелем 1852 г., по пометам в автографе и списке.
Л. Н. Толстой отметил стихотворение буквой «Т.!» (Тютчев!), отчеркнул четыре первые строфы, подчеркнул две последних строки и на полях поставил
восклицательный знак (А. Ш.).
|
Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.), Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. — М.: Издат. центр "Классика", 2002—...
|