Комментарий:
Автограф неизвестен.
Списки — РГАЛИ Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 125—125 об.; 126—126 об.; Муран. альбом; Альбом Тютч.-Бирилевой; Альбом Тютчевой.
Первая публикация — Изд. 1868. С. 235—236. Вошло в Биогр., С. 282—283; Изд. СПб., 1886. С. 294—295; Изд. 1900. С. 301—302.
Печатается по списку Альбома Тютч.-Бирилевой.
Первые два списка — идентичные, неустановленного лица, на половинках разорванного на две части листа, синими чернилами. Во втором списке во 2-й строке:
«Правды», в 19-й строке: «Твоей». Заголовок отсутствует. На этих листах внизу дата: «31-ого дек. 1866 г.».
Список — неустановленного лица (Муран. альбом), синими чернилами. В 18-й строке слово «один», ошибочно написанное перед словом «есть», зачеркнуто. Заголовок
отсутствует, вверху дата: «31-ого декабря 1866.».
В списке Альбома Тютч.-Бирилевой под текстом дата и приписка: «31-го декабря 1866: «...На слова леди Бьюкенен: «Бал в пользу кретинов» вместо христиан».
Список Эрн. Ф. Тютчевой в ее альбоме, с пунктуационными изменениями, в 6-й строке: «примет» вместо «призрит». Заголовок карандашом: «Александру II». Внизу
дата: «31-ое декабря 1866».
В Биогр. — отдельно приводятся строфы с комментариями и незначительными изменениями. В Изд. 1900 6-я строка читается: «Кто приютит, кто примет гостью
Божью?»
Во всех изданиях датировка неизменна: «31 декабря 1866».
Стихотворение продолжает тему предыдущего — «Ты долго ль будешь за туманом...». Тютчев писал И. С. Аксакову 23 сентября 1867 г.: «Признавая законность
восстания христиан, мы приняли бы на себя нравственное обязательство оградить их от всякого иностранного вмешательства, хотя бы ценою войны. Таково
положение». И предвидел развитие событий: «... можно рассчитывать, что в скором времени пожар станет всеобщим». Поэт также писал Аксакову, что «желательно
было бы, чтобы взрыву на Востоке предшествовал взрыв на Западе... Усобица на Западе — вот наш лучший политический союз...». Хотя Тютчев надеялся, что Россия
окажет помощь восставшим, но все же именно ему принадлежат слова: «Не в призвании России являться на сцене, как Deus ex machina («бог из машины». — лат.).
Надо, чтобы сама История очистила наперед для нее место...».
В. Я. Брюсов относил стих. «Хотя б она сошла с лица земного...» (наряду с «Тогда лишь в полном торжестве...», «Ватиканская годовщина», «Славянам») к таким,
где «мысль просто изложена в стихотворной форме».
|
Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.), Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. — М.: Издат. центр "Классика", 2002—...
|