Комментарий:
Автографы (2) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 25. Л. 1 и РНБ. Ф. 179. № 12 (альбом Н. В. Гербеля). Л. 192.
Списки — Сушк. тетрадь (с. 44—45), соответствующий автографу РГАЛИ; Муран. альбом; Альбом Тютч.-Бирилевой, рукой Эрн. Ф. Тютчевой.
Первая публикация — Изд. СПб., 1886. С. 145—146, с датой: «1849». В Изд. 1900. С. 151 дата снята.
Печатается по автографу РГАЛИ.
Запись стихотворения в альбоме Гербеля относится к более позднему времени (1857). К. В. Пигарев предполагал, что она сделана по памяти (6-я строка читалась
первоначально: «Две демонические власти...»), и текст ее в художественном отношении уступает общеизвестной редакции автографа РГАЛИ.
На обороте автографа РГАЛИ рукой Ф. И. Тютчева столбцами написаны на фр. яз. имена поэтов. В первом столбце — Гомер, Пиндар, Эсхил, Аристофан, Менандр и
др.; во втором столбце — Гесиод, Анакреон, Софокл, Еврипид и др.; в третьем столбце — Вергилий, Тибул, Овидий и др.; в четвертом столбце — Гораций и др.
Ниже — пятый столбец (Данте, Петрарка и др.). Продолжение этого списка столбцами имеется на листе, на обороте которого написан автограф стих. «Поэзия».
Среди авторов, включенных Тютчевым в список, — Ламартин, Корнель, Руссо, Вольтер, Беранже, Гюго, Делавинь, Гёте, Гейне, Виланд, Шиллер, Новалис. С какой
целью составлял поэт список древних и новых авторов, неизвестно, но затем он разрезал лист и на оборотах обрезков записал стихи, вероятно, в небольшой
промежуток времени.
Поскольку стих. «Поэзия» опубликовано в Москв. и цензурное разрешение помечено 31 марта 1850 г., то и стих. «Близнецы» можно датировать не позднее начала
1850 г. Возможно, был прав А. Н. Майков, впервые напечатавший стихотворение с датой: 1849 г. Его поддерживал П. В. Быков, утверждавший, что в «оригинале»
стоит дата: 1849 г. Местонахождение «оригинала» с такой датой неизвестно (Ю. Р.).
Изд. СПб., 1886; Изд. 1900 в целом следуют за текстом автографа РГАЛИ, отказываясь лишь от персонификации понятий «Смерть», «Сон», «Самоубийство», «Любовь».
Эти слова печатаются А. Н. Майковым и А. А. Флоридовым со строчной буквы. В Изд. СПб., 1886, кроме того, вместо второго «нет» во 2-й строфе написано «их»:
«И обаянья их ужасней». Пунктуационные изменения незначительны.
В. Я. Брюсов считал, что «смерть для Тютчева, хотя он склонен был видеть в ней полное и безнадежное исчезновение, исполнена была тайного соблазна». По
мнению исследователя, в стихотворении поэт «ставит на один уровень смерть и любовь».
Д. С. Мережковский, анализируя стихотворение, пришел к выводу, что у Тютчева «жажда любви — жажда смерти, самоубийства». На этом основании Мережковский
заключал: «Жизнь — зло, жизнь — боль; чем живее, тем злее, больнее. Бегство от зла, от боли — бегство от жизни — смерть». По мнению Б. М. Козырева,
«Близнецы» — чисто бодлеровский миф зрелого Тютчева и по времени написания (до 1852 г.) близкий к «Цветам зла» (1857) (А. М., А. Ш.).
|